Ежегодный Московский интернет-конкурс
Ежегодный международный интернет-конкурс
Размышления жюри об итогах интернет-конкурса
Apr 8, 2014
Дорогие авторы! Закончился очередной этап нашего конкурса. Вписаны новые страницы в Историю Отечества. Но все же главный итог - история собственная, семейная. В ней - новые факты, новые оценки, новые мысли… Вы поделились ими с другими людьми, так же как и вы заинтересованными в сохранении и бережном отношении к семейным реликвиям.Слова «Никто не забыт и ничто не забыто» в ваших работах обретают совершенно особый смысл. За ними – ваш труд. Документ Истории, в котором собраны бесценные для вашей семьи факты.
Вы присылаете свою «Страницу» на Конкурс. Она «отчуждается» от вас и становится достоянием тех, кто не знал, не видел героев вашей семьи. Для них Документ уже не «окрашивается» личными эмоциями – благодарностью, памятью, родственностью. И к нему предъявляются уже другие требования.
Он должен «задеть за живое», заинтересовать посторонних людей. Не равнодушных, но все-таки посторонних. А сделать это непросто. Это искусство. А еще - немалый труд. И не всегда здесь важен объем. Хотя зачастую именно он – показатель работы над материалом. Здесь нужно «ухватить нерв» - словом, фразой... Это может быть история о том, как братья собрались на могиле погибшего отца-фронтовика и поклялись передавать его награды своим детям из поколения в поколение… Или же выхваченная из череды перечислений фраза: «..прабабушка шла 300 км, чтобы повидаться с мужем, воюющем на фронте…» 300 – фантастическая цифра! Мы не знаем этой замечательной женщины, но понимаем, чувствуем, что такое 300 км пешком по ночам. И вот он уже «чувствуется» - подвиг…
Очень много значит и название работы. Оно, словно камертон, сразу настраивает читателя на «нужную волну». Есть тема, а есть название Документа, который вы составили и передали Читателям. Об этом тоже стоит помнить.
А еще – об уважении к читателям. Не в последнюю очередь оно – в оформлении вашего Труда. Если работа никак не озаглавлена и не подписана, она не вызывает должного уважения к автору, а следовательно, и к его материалу.
Особая тема – работы самых маленьких участников конкурса, учеников младших классов. Теперешние школьники, особенно – дети «продвинутых» родителей уже владеют компьютером и нередко сами могут набрать текст. Но все же большинству в оформлении нужна помощь. Но «помогать» не значит «делать вместо». Все-таки текст должен быть их собственный. Он должен состоять из «слов маленького человека» и выражать его собственные мысли. Ну, не может первоклассник составить 15 страниц из подобных фраз: «На почве интереса к предкам и появилась наука генеалогия — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов. Наука о родственных связях вообще» . А третьеклассник, каким бы вундеркиндом он не был, не станет, наверное, сам писать: "В 1970 году родственников Калнина известили о том, что определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 28 июля 1959 года судимость А.Я.Калнина отменена с прекращением дела производства за отсутствием в его действиях состава преступления". А цельюпроектной работы ученика 4-го класса не может быть "Создание условий для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей."
Если уж вы, дорогие учителя и родители, хотите поделиться каким-то рассказом – напишите его от своего имени и не вкладывайте громоздкие, «кандовые» фразы в уста малышей. Это же все видно «невооруженным взглядом» и принижает работу маленького автора, показывает его беспомощность…
К сожалению, среди конкурсных работ были и работы, содержащие материал, буквально скопированный из источников без какой-либо авторской обработки. Были и случаи, когда авторы или их наставники в погоне за наградными листами представляли на конкурс работы прошлых конкурсов. Таким участникам так и хочется сказать, - господа, если вам нужны наградные листы, то тема нашего конкурса такова, что она не приемлет формального подхода.
Но это так, к слову…
Конечно, в первую очередь приветствовались работы, созданные специально для конкурса. Именно конкурса этого года. И по его основной теме.
Особый разговор о школьных музеях. Тема эта, разумеется, наиважнейшая, но все же – отдельная. Работа по созданию Музея и работа по описание его экспозиции - разные. У них разные цели и разные «изобразительные» средства. Масштабный, много лет создававшийся музей, можно «обесценить» несколькими непродуманными кадрами. Ведь презентация, как особая форма подачи информации, имеет свои законы «жанра». Недостаточно «вставить» страничку текста на экран монитора. Здесь свои дизайнерские и режиссерские решения, основанные на психологии восприятия, композиции, колористике, и проч. «атрибутах» этой сферы. Выбор презентации должен быть обоснован. Может быть, иногда лучше ограничиться оформленным текстом?
Вот «мысли вслух», которыми хотелось поделиться с Вами перед тем «обнародованием» итогов. А они – замечательные!
В этом году нас стало больше, работы – интереснее, многообразнее и масштабнее. В целом же много работ просто замечательных. И очень-очень разных. Есть и масштабные исторические исследования, есть и повести, и рассказы, и стихи и песни. Но большинство – именно славные страницы собственной семейной истории. Собрание всех этих работ – и есть главный итог нашего конкурса.
Елена Никулина, заместитель председателя жюри конкурса
"Страница семейной славы"